Не верьте рекламе! Самый отчаянный трехколесник – это отнюдь не пластмассовые Polaris Slingshot или Can-Am Spyder, а «цельнометаллический» итальянский мотовездеход Moto Guzzi начала 60-х годов прошлого века.
Этот удивительный аппарат, выпускавшийся в начале 60-х годов, был разработан для нужд итальянской армии (самой громкой и экспрессивной в мире, конечно же) и именовался Autoveicolo Da Montagna («Горная машина»). Руководитель проекта – талантливый инженер Джулио Каркано, кому компания Moto Guzzi доверила выполнять государственный заказ. Техническое задание было простым и понятным: создать транспорт для бойцов горного подразделения Alpini, который заменил бы обычных мулов, несших тогда службу вместе с солдатами… И в марте 1960 года первые три прототипа были готовы. Результат работы сеньора Каркано превзошел ожидания! Бесспорно, его детище – одно из самых необычных и технически изощренных военных транспортных средств, когда-либо выпускавшихся на Земле.
Стоит сказать, что Autoveicolo Da Montagna – не первый трехколесник, использовавшийся в итальянской армии. Но до появления мотовездехода конструкции Джулио Каркано в распоряжении военных с Апеннин были простые гибридные повозки, состоявшие из передней части от серийного мотоцикла и пристыкованной к ней простой двухколесной «тележки», не отличавшейся особо изощренным дизайном. Другое дело Autoveicolo Da Montagna – уникальная конструкция, созданная с нуля.
Изначально аппарат оснащался 1-цилиндровым 500-кубовым двигателем, но после нескольких лет испытаний и доработок «одностволку» сменил более тяговитый V-твин с рабочим объемом цилиндров 750 куб. см. Силовую установку назвали Carcano V7 – в честь создателя трехколесника.
Главная особенность Autoveicolo Da Montagna – система постоянного полного привода экзотической схемы 3x3. Причем, привод переднего колеса тут цепной, а между задней осью и передком предусмотрен отключаемый дифференциал! Еще один деактивируемый дифференциал был в самой задней оси.
Передняя подвеска – на цилиндрических рессорах, задние колеса подвешивались на продольных штангах с резиновыми рессорами, которые можно было раздвигать и сдвигать на ходу, меняя ширину колеи на 800, 830 или 1300 мм.
Еще одна любопытная опция – дополнительные ролики, соединенные с задними колесами особыми рычагами. При необходимости на этот конструктив «натягивались» металлические гусеницы, что существенно увеличивало проходимость аппарата.
Трансмиссия – механическая, 6-ступенчатая КПП с передачей заднего хода и сцеплением с ручным выжимом.
Разумеется, весь этот конструктив не обладал особыми скоростными качествами, но отличался поистине выдающейся проходимостью и неплохой грузоподъемностью (до 500 кг!). Машина была способна взбираться в 31-градусные склоны и поражала впечатлительных итальянских военных своей всепролазностью. Правда, это же сыграло с Autoveicolo Da Montagna злую шутку: после того как несколько особо горячих южных парней перевернулись на мотовездеходе, пытаясь покорить совсем уж запредельные подъемы, и разбились насмерть, армия Италии приняла решение отказаться от опасного транспорта… Да и ремонтопригодность аппарата оставляла желать лучшего: за сверхсложную (для военных, конечно же...) конструкцию детище Moto Guzzi даже прозвали Orgia di ingranaggi – «Оргия шестеренок». И в 1963 году проект закрыли.
Сегодня в мире сохранилось не так много Autoveicolo Da Montagna, и эти аппараты по праву считаются редкими коллекционными машинами… К слову, один из прекрасно отреставрированных экземпляров хранится в самарском музее Вячеслава Шеянова.