Наверх .
Квадро клуб
18+
Главная
Новости, события
Обзоры, тест-драйвы
Квадроциклы
Снегоходы
Экипировка и аксессуары
Ремонт и сервис
Форум

Войти через соц. сети:


или авторизоваться:


Главная / Ремонт и сервис / Приведение в порядок вариатора на примере квадроциклов Stels 500К. Очередной отчёт. Снова важный...
11 Июля 2012

Приведение в порядок вариатора на примере квадроциклов Stels 500К. Очередной отчёт. Снова важный...

Итак, очередной шаг на пути к совершенству. Причём шаг НАШ – владельцев данного квадра, заводу, судя по всему, плевать на возможность улучшений, хавают и так. В то же время – цена на 500К по-прежнему сказочная. Приведение же в порядок вариатора обошлось мне… в один доллар!

В моём же случае неполадки вариатора сначала проявлялись затруднённым переключением передач, а затем и вовсе квадр стал самовольно уезжать при всех положениях рычага КПП кроме «N» (соответственно, вперёд либо назад).
Многие думают, что затруднённое переключение передач вызвано повышенными оборотами холостого хода и пытаются их понизить (обратите внимание – опускать ХХ на мотовездеходе ниже 1000-1100 недопустимо, поскольку это может вызвать чрезмерное падение давления масла), но это не помогает. Оно и понятно, т.к. причина проблем с переключением не в оборотах двигателя, а в вариаторе, при нормальной работе которого передачи включаются без проблем вплоть до оборотов порядка полутора тысяч.

Сама же причина кроется в том, что внешняя чашка ведущего шкива отходит не полностью, причём проблема имеет место даже если паразитный зазор составляет около одного миллиметра – зазора быть не должно вообще, чашка должна отходить полностью, упираясь в ограничительное кольцо под шляпкой болта, только в этом случае можно говорить о правильной работе вариатора и не боятся разрыва ремня.

На этом с разговорами заканчиваю и перехожу к практике.

Обратите внимание, что на длинном 500GT для доступа ко всем болтам кожуха вариатора заднюю обшивку снимать не нужно, на 500К – снятие необходимо!

Сразу начну с момента, когда внешняя часть кожуха снята. В моём случае видим, что штифты грузиков забиты молотком! На фото ниже будет видно, да и дополнительным отдельным фото ещё проиллюстрирую. То, что при копировании вариатора Поляриса китайцы выкинули подвижное кольцо в ручье, препятствующее износу ремня на холостых, ещё можно списать на стремление избежать проблем с авторскими правами, но сборка вариатора с помощью молотка не может быть оправдана ничем, включая низкую цену квадра. И дело тут не в российской сборке – силовой агрегат приходит полностью готовым. Поглядев на безобразную сборку и то, что даже в положении покоя внешняя чашка не отходит до конца, первым делом откручиваем болт ведущего шкива, для чего сам узел фиксируем с помощью просунутой монтажки.

ОТКРУЧИВАЕМ БОЛТ ВЕДУЩЕГО ШКИВА



БОЛТ ИЗВЛЕЧЁН



Затем откручиваем шесть болтов крепления наружной крышки шкива.

ОТКРУЧИВАЕМ КРЫШКУ



КРЫШКА СНЯТА



КРЫШКА И ПРУЖИНА



Вот мы и добрались до контргайки под зубастый ключ, которую, конечно же, можно открутить с помощью зубила и молотка.

КОНТРГАЙКА ОТКРУЧЕНА



Центральная трёхконечная часть внешней чашки накручена на ту же резьбу, что и контргайка. Чтобы скрутить узел с вала необходимо установить на место и вкрутить центральный болт, с помощью которого ключом будем удерживать вал от проворачивания при откручивании «трёхконечной звезды». С помощью монтажки скручиваем «звезду» с вала, при этом крайне важно удерживать вал в неподвижном положении, крутя монтажкой именно наружную чашку. В противном случае (держим чашку, а крутим вал) «звезда» будет оставаться на месте пока болт не затянется очень сильно (а его ещё надо будет выкрутить). Если сердцевина наружной чашки не откручивается сразу (закисла резьба, затянута слишком сильно и т.п.), то лучше осуществить фиксацию коленвала сняв крышку магнето, чтобы избежать чрезмерной затяжки центрального болта. Например, можно использовать отверстия под крепление ответной части ручного стартёра (прикрутив минимум к двум из них швеллер либо уголок) либо сквозное отверстие в самом валу ведущего шкива (изготовив подходящий фиксатор).

ОТКРУЧИВАЕМ «ЗВЕЗДУ»





Когда сердцевина будет полностью скручена с резьбы, её можно будет извлечь из лапок наружной чашки. При этом будьте внимательны – «пятаки» хотя и не подпружинены (выпрыгивать не будут), но и никак дополнительно не зафиксированы, то есть при смещении сердцевины к краю вала просто выпадут.

СЕРДЦЕВИНА ОТКРУЧЕНА



Если вы заранее заготовите фторопластовые (капролоновые, текстолитовые, бронзовые или т.п.) упорные втулки, то о выпавших штатных можно не беспокоиться, для справки размер «пятаков»:

Цитата не из отчёта Пушкин-а (а из другого его поста). Обращаю внимание специально для любителей написать «а на фига ты копируешь и ваще столько пишешь». Могу, конечно, не собирать всё в одном месте, но будете же сами потом искать и забивать тему вопросами «а где, а чё, а как»!

К слову, не знаю, из чего сделали эти «пятаки» китайцы (может и правда из графита), но оригинальные от Поляриса просто резиновые.

ПЯТАКИ



Чтобы выкрутить центральный болт, с помощью которого мы фиксировали вал от проворачивания, необходимо просунуть монтажку между лопастями крыльчатки внутренней чашки, сам болт будет затянут не сильно (если вы правильно скручивали сердцевину-звезду).
Далее снимаем сердцевину и саму внешнюю чашку шкива.

ВНЕШНЯЯ ЧАШКА ВЕДУЩЕГО ШКИВА



И вот тут начинается самое интересное, но для сначала опять немного теории.
Как работает вариатор, я думаю все уже разобрались, поэтому хочу обратить внимание только на грузики. Зачем они нужны – понятно. Под действием центробежной силы грузики прижимают одну чашку (внешнюю) к другой, в результате чего меняется передаточное число (а в нашем случае и подхватывается ремень в момент старта). Понятное дело, что грузики должны ходить свободно, по сути – болтаться на своих штифтах во избежание заеданий и перекосов. Однако, похоже, понятно это не всем. В моём случае штифты грузиков были забиты молотком и, понятное дело, сами грузики не имели ни малейшей возможности двигаться свободно. Самое опасное тут то, что с помощью чистки и разработки исправить ситуацию невозможно. Грузики были на столько ограничены в подвижности, что два из трёх удалось хоть как-то пошевелить только приложив усилие всей ладони, одним большим пальцем пошевелить их было практически невозможно!

Очевидно, что требовалась замена штифтов грузиков. Поскольку весь вариатор скопирован с Поляриса, то китайцы скопировали и указанные штифты. В чём их особенность? Для начала фото.

ШТИФТ ГРУЗИКА ВАРИАТОРА 500К



Как видим, тело штифта имеет одну толщину (7 мм), кончик же сужается до ощутимо меньшего диаметра (резьба М5). В исходном образце (вариатор Полярис) это сделано для фиксации штифта исключительно за счёт кончика, без «натяжения» тела. То есть длина тела штифта точно равна длине посадочного места под более толстую его часть, при фиксации же некоторое напряжение создаётся только в зоне от конца более толстой части (этим местом штифт упирается в соответствующую сужающуюся часть гнезда) до конца резьбовой части (по гайку). Для чего так сделано не знаю – то ли для исключения возможности повреждения сделанного из мягкого металла тела трёхлапой сердцевины, то ли для повышения точности позиционирования штифта, я так и не понял.
Не поняли этого и китайцы, поэтому в нашем вариаторе отверстие под столь хитрый штифт не фигурное, как в оригинале, с которого передрали узел, а тупо засверленное насквозь 7 мм сверлом! Для чего в таком случае было копировать форму штифта – загадка. Странным является и материал штифта – пластилиновый металл, покрытый декоративным слоем никеля! Бред полный! Я бы очень высоко оценил китайцев, если бы они сделали штифты хромированными (сносу бы не было), но для чего делать деталь блестящей, да ещё и при том, что аналогичные штифты Поляриса просто стальные чернёные! В результате на китайских штифтах при пробеге чуть больше 1000 км уже появилась выработка, а стёршийся никель ещё больше усугубил проблему заклинивания грузиков.
Но что меня добило окончательно – сами грузики сделаны из стали потрясающей твёрдости! Новых штифтов диаметром 7 мм я не нашёл, поэтому поначалу решил рассверлить отверстия в грузиках под 8-миллиметровые штифты. Но не тут-то было! Кобальтовое (!) сверло со смазкой смогло лишь снять небольшую фаску! При том, что конструкционную сталь оно грызёт как обычное быстрорежущее при сверлении твёрдых пород дерева (дуб, бук)! Выборочные высокопрочные узлы не могут не радовать, но лучше бы китайцы сделали более сбалансированный агрегат, а не по принципу «тут густо, а там пусто».
На первом фото ниже виден и результат попытки сверления (жалкая фаска) – для кобальтового сверла это просто какая-то фантастика (оно чугун сверлит на раз-два-три).

ГРУЗИКИ







Поскольку рассверлить отверстие в грузиках мне не удалось, я решил заменить 7 мм штифты на шестимиллиметровые – с учётом прочности грузиков наличие незначительного люфта не приведёт к разбиванию отверстий, дополнительный же зазор будет гарантией от подклинивания. В качестве штифта подойдёт любой болт М6 длиннее 55 мм (но не более 60-65 мм), при этом желательно не полнорезьбовой, а с резьбой только на конце (длина гладкой части порядка 40 мм). По возможности лучше взять с головкой под имбусовый ключ (внутренний шестигранник), но в принципе там вроде хватит места и под обычную шестигранную 10 мм (в крайнем случае можно обточить до 8 мм). Гайки следует использовать самоконтрящиеся, затягивать чрезмерным усилием на надо (15-20 Нм более чем достаточно).

НОВЫЕ ШТИФТЫ (М6х60)



Но, прежде чем заменить штифты, необходимо извлечь старые. Вот тут мне пришлось попотеть и поматериться! Поскольку китайские штифты сделаны из мягкого металла и забиты молотком, то перекосило их так, что пришлось буквально выдирать и с помощью инструмента, использованного при сборке (лучше делать это до откручивания внешней чашки, пока та находится на валу).

СЛЕДЫ РУЧНОЙ СБОРКИ



Ну а извлекать пришлось так. О том, чтобы провернуть штифты за головку, не было и речи – кроме того что они были перекошены при сборке, так еще и на двух отверстие в головке было расплющено молотком. Поэтому сначала забил хвостики штифтов в тело сердцевины наружной чашки. Далее пришлось использовать выколотку (длинный высокопрочный болтик), загоняя её в отверстие, и нанося через неё же более чем сильные удары по торцу резьбовой части штифта.

Перед обратной сборкой не забываем пройтись мелкой шкуркой (я использовал «тысячную») по внутренним поверхностям всех чашек, особенно если у вас установлен ремень Kazuma (подробнее о ремнях чуть ниже). К слову, борозды на чашках вызваны как раз подклиниванием. Понятное дело, что при нашей конструкции вариатора (без сцепления) их не избежать, но столь глубокие уже являются отклонением от нормы.
ВАЖНО: зачищать чашки можно исключительно мелкой шкуркой (1000-2000), использовать более крупную наждачку либо металлическую щётку (насадку на дрель, болгарку) недопустимо – чашки изготовлены из мягкого металла!

ВНЕШНЯЯ ЧАШКА ИЗНУТРИ (стоял ремень Kazuma)



ВНЕШНЯЯ ЧАШКА ЗАЧИЩЕНА



ВНУТРЕННЯЯ ЧАШКА ЗАЧИЩЕНА



ВСЁ ЗАЧИЩЕНО



Теперь, как и обещал, отступление о ремнях. На моём 500К с завода был установлен ремень Kazuma, на 500Х AlexG – Gates. Поскольку я в очередной раз залез в свой вариатор (на этот раз гораздо глубже, чем во время обычной миссии по очистке), то заставил снять кожух вариатора и Лёху. Самым интересным оказалось то, что в его вариаторе (для новичков отмечу, что силовые агрегаты, включая вариатор, на наших квадрах идентичны) грузики ходят свободно, а их штифты установлены без помощи молотка! При этом если с моим ремнём чашки покрылись серым налётом, то у Лёхиного 500Х за приблизительно такой же пробег чашки абсолютно чистые. Кроме того, ремень Gates более жёсткий и прочный, чем Kazuma. Большая жёсткость приводит к большему шуму при работе, зато прочность для данной детали первостепенна. Поскольку у нас был один Gates в запасе, то я, конечно же, поставил себе его, а казумовский положил в ЗИП (хотя при условии нормальной работы вариатора запасной и не нужен).
В то же время, даже несмотря на подклинивание вариатора и выделение из ремня Казума клея, сам ремень вполне здоров, а ширина почти аналогична новому (отличается не более чем на пару миллиметров) – 28,6 мм.

РЕМЕНЬ КАЗУМА



ШИРИНА СТАРОГО РЕМНЯ



УСТАНОВЛЕН РЕМЕНЬ GATES



Собираем ведущий шкив в обратном порядке с использованием новых штифтов. После затяжки гаек и полной сборки намёка на люфт нет, при этом грузики ходят свободно.

НОВЫЙ ШТИФТ (в процессе сборки)
Приходилось слышать мнение, будто причиной подклинивания дисков ведущего шкива является несоразмерность диаметров вала шкива и втулок чашки. Это не так. К сожалению, у меня нет микрометра под внутренний диаметр, да и обычного с собой не было, но вот с помощью штангенциркуля уловить разницу указанных диаметров не удалось. Размеры соблюдены очень точно (могут, когда хотят) – втулки чашки и её крышки ходят по валу очень хорошо, но не насаживаются на вал даже если между ними проложить всего-навсего волос.
Так что в принципе точить вал не надо – нужно сделать так, чтобы грузики могли ходить свободно, тогда они и сами не будут мешать движению чашки, и перекашивать втулки на валу также не будут (все три грузика будут ходить свободно, а не туго, да ещё с разными усилиями). Как дать свободу грузикам – смотрите выше.
НО: в случае дефекта изготовления вала (скорее всего, ошибка при термической обработке) возможна ситуация, при которой во время нагрева вал шкива немного ведёт и клинить начинают уже именно втулки чашек на валу. В таком случае можно при снятой внешней чашке завести двигатель и с помощью мелкой шкурки шлифануть вал.

Повторюсь – бюджет доллар (3 болта, 3 гайки, лист шкурки), затраты времени минимальны (нужно лишь снять внешнюю часть кожуха), эффект огромен. Внешняя чашка ведущего шкива теперь ходит изумительно, передачи стали переключаться буквально двумя пальцами, а самое главное – ремень гарантированно не порвётся.

P.S. Если потребуется снять ведущий шкив целиком (ну мало ли, может кто решит варик заменить на Полярис), необходимо использовать такой съемник:



Для справки: наш вариатор скопирован с двигателя Polaris EH50PLE13 (Sportsman 500 2004; Skrambler 500 2005 и пр.). Подходит ли нам ремень от квадров, оснащённых указанным мотором, сказать трудно – точных данных не нашёл, а ремни могут отличаться, поскольку указанный двигатель в оригинале шёл не как моноблок с КПП, а отдельно (как, например, на Stels ATV-300B), вероятно длина ремня там другая.
Нам же может подойти как ведущий шкив в сборе (порядка 700$), так и, к примеру, его пружина (партнумбер 7041157, цена в РФ около 40 баксов) или «пятаки» (партнумбер 5431936, просят порядка 10 баксов, правда так и не понял, за один, или за три, или за полный комплект из шести).

P.P.S. Чуть не забыл в очередной раз напомнить о необходимости использования пониженной передачи во всех случаях кроме движения по асфальту либо плотному (можно немного раскисшему) грунту. Снег, глубокая грязь, вода, существенные подъёмы, песок, буксировка, просто медленное движение – только на пониженной (L)! Да, 500К будет тянуть в таких условиях и на «Н», но дело не в том, чтобы облегчить жизнь двигателю – главная задача включения пониженной (ну, может, не считая совсем уж гиблых мест, где действительно необходимо повышение тяги) это снижение нагрузки на вариатор. Передаточные числа режимов «Н» и «L» в нашей раздатке различаются примерно вдвое. Что это означает на практике? Допустим, кожух вариатора снят и мы будем приводить 500К в движение вручную, вращая ведомый шкив вариатора за оребрение. При включенной повышенной передаче («H») для движения квадра по ровной поверхности требуется приложить усилие как минимум кисти руки, на пониженной же достаточно усилия одного пальца (именно пальца, а не кисти через палец). Таким образом, использование пониженной передачи не только улучшает охлаждение узла (т.к. ведущий шкив вращается в среднем в два раза быстрее, а соответственно крыльчатка засасывает вдвое больше воздуха), но и значительно снижает механическую нагрузку. При этом, конечно же, использовать пониженную нужно так же с умом, поскольку это повышает тепловую нагрузку на двигатель (гонзать по плотной ровной поверхности нужно исключительно на повышенной). Для того две передачи вперёд и предусмотрены.

P.P.P.S. В качестве упрощённого варианта доработки для начала можно ограничиться только заменой штифтов грузиков, которая возможна без разбора ведущего шкива. Очистку штока можно произвести так же без демонтажа, например, с помощью жидкости для очистки мотоциклетных цепей (очень мощный проникающий растворитель). Если после этого подвижность внешней чашки шкива полностью восстановится и чашка будет полностью отходить в положенное крайнее положение, то более глубокое вмешательство не обязательно. При этом я бы всё же советовал разобрать ведущий шкив на новом 500К при подготовке к эксплуатации с заменой «пятаков» на более качественные. В противном случае впоследствии переборка узла будет затруднительна, так как контргайка и центральная «звезда» могут довольно сильно прилипнуть.

 


← Предыдущая новость

26 Июня 2012

CDI vs IDI. Заключение

Следующая новость →

11 Июля 2012

Разделение тормозного контура

Написать комментарий

Комментарии:


13 Июля 2012 09:08
Андрей

Московская область

Вот нештяг вариатор это тема

Ответить с цитатой

13 Июля 2012 09:08
Андрей

Московская область

Как все подробно описано и фоточки есть

Ответить с цитатой

12 Сентября 2012 20:50
Андрей (гость) Спасибо за выкладку. Да, действительно проехал 300 км и ремень сдох, сейчас всё
работает как часы. Хотел бы добавить, что звезду нужно демонтировать резким ударом
через шину. Будут изменения напишу. Большое человеческое спасибо.

Ответить с цитатой

13 Сентября 2012 14:52
Леший

Ярославская область

И против китайцев нашелся самый старый и добрый друг-его величество-ЛОМ!!!!!!!!!!! А за статью- спасибо-даже военный поймет.

Ответить с цитатой

08 Апреля 2013 10:55
Игорь (гость) Подскажи , а просто заменить ремень где то что откручивать надо ?

Ответить с цитатой

09 Апреля 2013 09:40
Дмитрий (гость) Да! КАК - самому ПОШАГОВО - заменить ремень? Квадр стоит в такой глуши - что ни
один слесарь не едет, а эвакуаторы не пройдут...

Ответить с цитатой

13 Мая 2013 21:27
Паша (гость) Долго искал!!! Спасибо

Ответить с цитатой

18 Мая 2013 13:20
Миха Сталкер (гость) Штивты под грузики нужно точить точно.Иначе грузики будут стучать и быстро придут в негодность уже проверено.У поляриса вариатор стоит 25000 руб.Удачи.

Ответить с цитатой

11 Августа 2013 07:55
Михаил (гость) Отчет офигенский. Спасибо Автору. У меня только есть один вопрос-для замены сальника за вариатором. Необходимо разбирать вариатор или достаточно снять вариатор целиком?

Ответить с цитатой

12 Августа 2013 17:44
ромэо

Москва

Конечно нет необходимости разбирать вариатор,снимай в сборе и меняй сальник.Прошу прощения что ответил за автора...

Ответить с цитатой

13 Августа 2013 00:46
рамиль (гость) Доброго времени суток :-) на днях квадрик Я люблю антимат воды,движок завёл, а вот
вариатор сначала буксовал, поставил квадрик под сильный уклон затем слил воду
через пипку на вдохе,сначала чуть буксовал а потом заработал,домой доехал
своим ходом.теперь возник вопрос надо ли разбирать вариатор после этого и что
либо там смазать ? Квадрик свежий побег 200 км.

Ответить с цитатой

13 Августа 2013 09:03
ромэо

Москва

Я бы перестраховался и перебрал бы как описано выше,если есть такая возможность.Но по своему опыту скажу - как повезет,бывает и по три раза за покатуху топишь,и ничего,а бывает и не той водицы наберешь и позаклинивает все.Как то так...

Ответить с цитатой

13 Ноября 2013 19:19
lev

пермский край

Здравствуйте кто подскажет в какую сторону откручивается гайка наружной тарелки вариатора

Ответить с цитатой

13 Ноября 2013 19:21
lev

пермский край

я имею ввиду гайка под зубчатый ключ не можем блин открутить не знаем в какую сторону

Ответить с цитатой

14 Ноября 2013 13:24
Sanario

Московская область

  lev пишет:  

я имею ввиду гайка под зубчатый ключ не можем блин открутить не знаем в какую сторону

А резьбу вы не сорвали, парни?

Ответить с цитатой

19 Ноября 2013 14:16
Касьянов Василий

о.Сахалин

  lev пишет:  

я имею ввиду гайка под зубчатый ключ не можем блин открутить не знаем в какую сторону

гайку нужно крутить против стороны вращения вала, в какую сторону вал вращается когда вариатор работает? вот в противоположную сторону гайка и откручивается

 

Ответить с цитатой

19 Декабря 2013 20:07
Yura-pilot

Замкадье

Хорошего дня!
Очень нужны размеры конуса, на который сажается ведущий шкив вариатора от stels 500k/gt. 
(будем его использовать в приводе лебедки для затяжки парапланов)

Ответить с цитатой

24 Декабря 2013 09:04
Sanario

Московская область

  Yura-pilot пишет:  

Хорошего дня!
Очень нужны размеры конуса, на который сажается ведущий шкив вариатора от stels 500k/gt. 
(будем его использовать в приводе лебедки для затяжки парапланов)

А в каталоге запчастей разве размеры не указаны?

Ответить с цитатой

01 Апреля 2015 21:29
vitka

пипец геморно, у сфмото болтик на 8 вкрутил, диск ведомый  раздвинулся и усе, ремень снят, хоть в лесу...

Ответить с цитатой


Написать комментарий

 

© 2012 — 2024 Quadro-Club.ru Контакты: adv@quadro-club.ru
Правила портала