До недавнего времени в мире шестиколесных квадроциклов монополистом был «Поларис» со своим BigBoss, к нему присоединились рыбинцы, прикрутившие пару неприводных колес к РМ500, а теперь многоколесную новинку представил и BRP.
В действительности трехосник канадский лишь на две трети. Организаторы теста сразу раскрыли карты: сам производитель не занимается постройкой «шестиножек», подсуетились финны. Любовь северян к грузовым квадрикам не очень сочеталась с простыми багажными платформами, поэтому финский завод снегоходов Lynx, входящий в концерн BRP, решил взять ситуацию в свои руки и доработать канадские машины самостоятельно.
В Финляндию приходят стандартные «Аутлендеры», где к ним прикручивают подрамник, задний редуктор переносят на добавленную третью ось, а в середину ставят еще один, с входящим и выходящим карданами. Конструктивно подвеска и тормоза не меняются, зато на «багажности» отрываются по полной: все заднее оперение меняют на огромный пластиковый кузов, да какой!
Возможности трансформации кузова поражают воображение, я насчитал более 10 вариантов различных комбинаций, начиная от закрытого «кунга» и заканчивая двумя «досками».
Никогда ни на каких ATV или SSV я не видел настолько продуманной конструкции. Снаружи – простой ящик, но стоит нажать на рычаг, как платформу медленно начинает поднимать мощный пневматический цилиндр. Вдобавок у «самосвала» снимаются борта – и задний, и боковые. Никаких инструментов: все сделано на защелках и внушительных пазах. А тот, кому и этого покажется мало, сможет снять панель фальшпола, увеличив объем кузова на треть.
К 318-килограммовой грузоподъемности кузова добавляются еще 45 кг, которые можно закрепить на передней багажной платформе.
Последнюю я бы вообще советовал оставлять в гараже, поскольку груз, лежащий в нише, а не на самой платформе, ощутимо понижает центр тяжести груженой машины, да и с привязыванием проблем не будет. Еще одна «фишка» – сама ниша путем нехитрых манипуляций снимается, превращая платформу в две отдельные доски. Отличный эвакуатор, как минимум для детского квадрика или пары питбайков.
Бардачок удобен, а главное – снимается или переставляется поворотом одной рукоятки.
Изменение повадок оказалось абсолютно ожидаемым: на прямиках машина стала устойчивей, раскачка уменьшилась, возросла комфортная скорость на разбитом проселке. Понятно, что от утилитарной машины чудес драйва ждать не приходится, но литровый 80-сильный V-твин провоцирует давить курок газа. И небезрезультатно: несмотря на дополнительную «тележку» и редуктор, машина великолепно разгоняется, а при желании позволяет слегка докручивать корму газом. Но только на заднем приводе, с передним – все стабильно и… скучно.
С радиусом разворота куда веселее: с порожней машиной на полном приводе еще куда ни шло, но с тремя мешками грунта в кузове и с отключенным передним мостом создается впечатление, что управляешь груженым самосвалом: машина едет прямо, слегка меняя направление вслед за вывернутым до упора рулем. Приходится подключать перед и начинать поворачивать на сбросе газа, загружая переднюю ось.
К слову, отключать передок вообще нет смысла: трехрежимный электроусилитель, как и на «базовой» машине, со своей работой справляется настолько хорошо, что руль можно поворачивать одной рукой, вне зависимости от загрузки и работы переднего редуктора.
Задние рычаги и амортизаторы не отличаются от средних, а вот стабилизатор остался один, сзади.
Не поменялись и подвески, простые амортизаторы с одной регулировкой преднатяга работают вполне сносно, но на порожней машине кажутся жестковатыми. Зато с грузом – полный порядок: квадроцикл становится стабильнее на кочках и идет значительно мягче, как и положено нормальному грузовику.
Дизайн передней части, приборки и органов управления не изменился, что и к лучшему: все привычно и на своих местах.
В чем машина разительно отличается от «четвероножки», так это в проходимости. Из-за отсутствия подходящей грязевой ванны аппарат утопить мне не удалось, зато покататься по руслу ручья, земляным насыпям и искусственным препятствиям получилось вдоволь. Там третья ось работает по полной, даже на стандартной можно лишь в режиме 6х4 и лишь на короткое время, аппарат кажется вообще всепролазным. Главное – не забывать включать пониженную передачу на особо крутых подъемах, особенно на груженой машине, иначе проскальзывания ремня не избежать.
Немного удивила «одноместность» «Аутлендера». Мало того, что подножки и сиденье позволяют брать пассажира на борт, так еще и дополнительная ось нивелирует все последствия изменившейся развесовки, и даже тучный пассажир повлияет на управляемость меньше, чем на любой двухосной машине. А вот на торможение…
«Пустой» квадроцикл вполне сносно реагирует на нажатие единственного рычага тормоза (на руле слева), приводящего в действие все 4 механизма передней и средней осей. Но стоит загрузить кузов, как погасить скорость, особенно на склоне, практически не удается: в ручку нужно вцепляться изо всех сил, чтобы изобразить хоть какое-то замедление. Тут помогает педаль, также действующая на 4 колеса, которая из-за большего плеча рычага куда эффективнее осаживает машину. В общем, система требует привыкания, но в целом с задачами справляется.
Итог
Даже сейчас, откатав предсерийный прототип, можно смело сказать, что финский эксперимент удался. Да, стоимость машины кажется завышенной, но для охотников и иже с ними иной альтернативы в классе «литровых многоножек» пока нет. Впрочем, в обозримом будущем появится и более бюджетный вариант, со скромным 600-кубовым силовым агрегатом. А пока импортер возит имеющиеся прототипы по салонам, осторожно изучая спрос, но что-то мне подсказывает: не спрос надо изучать, а смело везти, тем более что продажи таких же машин вот-вот стартуют в Северной Америке.