Вершины, окружающие горнолыжное местечко Poiana Brasov, покрылись снегом, когда мы попробовали застать последние дни осеннего оффроуда «спешл фор рашен». Именно так — организаторы прислушались к жалобам российских мотожурналистов на скучные трассы.
В первый день нас выкатили на маршрут, по которому никто кроме нас не поедет. Это специально для русских, повторили организаторы и добавили: safety first — что значит, безопасность прежде всего.
Трассу, конечно, прокатали до нас, но приятных ощущений от езды и пейзажей хватило на пять с плюсом.
Не будем искать подвох и считать, что русских не жалко. Выяснилось, что в сравнении с европейскими коллегами из России приезжают более опытные райдеры. Видимо, грязи у нас гораздо больше, чем там, где оффроудом считают лужу на поле для гольфа. Утрирую, конечно. В России про Румынию все знают три вещи: Дракула, Чеушеску и цыгане. Все это никак не вяжется с образом интересной для семейных путешествий страны, если только вы не поклонник баек из склепа или райда по одной из самых крутых дорог — Трансфэгерашскому шоссе. Именно в Румынии компания BRP собрала журналистов из Европы для тест-драйва квадроциклов Can-Am 2017-го модельного года и самого ожидаемого SSV Maverick X3.
В сравнении с европейскими коллегами из России приезжают более опытные райдеры.
Can-Am Outlander 2017
Шестиколесные утилитарники Can-Am Outlander 6x6 всегда выглядят как-то не от мира сего среди своих четырехколесных собратьев. На одной из площадок теста компания Nokka с помощью своего допа превратила 6х6 в экскаватор, вот это дело, а гоняться за мелкими и юркими по лесам как-то не по-взрослому, что ли. В общем, пока коллеги подбирали себе квадрики на вкус и цвет и «дрались» за два Renegade X mr, я взгромоздился на самый простой Outlander 6x6 и взирал на остальных с улыбкой сноба: я не такой. Люблю 6х6 какой-то странною любовью — рулится лениво, тяжеловат, но едешь как на танке и в этом весь кайф.
Несмотря на некоторую «вялость» Outlander 6x6 на поворотах, он позволяет входить в повороты довольно агрессивно и делать это безопаснее, чем на 4х4.
В новом году у Outlander 6x6 подарков почти нет, разве что новая комплектация с задним грузовым отсеком уже с завода, а не в качестве дополнительной опции. В остальном — это старый знакомый работяга. Я там выше про экскаватор говорил, вот это настоящая игрушка для тех, кому надоело играть в лесоруба и таскать бревна. Экскаваторщиками попробовали себя почти все. Пересев в лесу на Outlander 450, чувствуешь себя так, как будто в московской пробке пересел с тяжелого круизера на 125-кубовый кроссач. При том, что самый малокубатурный квадрик в линейке Can-Am мне нравится своей простотой и ненавязчивостью, после 6х6 он слишком легкий, вертлявый и прыгучий. С названием я не ошибся. В 2017-м году литера «L», означающая lite-версию квадроцикла из наименования линейки Outlander исчезнет. Элька появилась в 2014 году и стала первым самым доступным квадриком от известного бренда. Ну исчезла и исчезла, путаницы меньше.
Can-Am Outlander 450 PRO отличается более жесткой подвеской и увеличенным благодаря ей дорожным просветом.
Мне 450-й достался еще и со средней спинкой. Не понимаю этот аксессуар, который отделяет тебя от девушки сзади, а при езде с рюкзаком попросту мешает. Мешает и при попытке переместить вес тела назад. Может надо просто по прямой ездить? В новом модельном году среди утилитарников появятся две версии PRO с двигателями 450 и 570 см3. ПРОшки отличаются более жесткой подвеской и увеличенным дорожным просветом. Мне удалось проехать на Outlander 450 PRO по тестовой трассе в «закрытом парке» и сразу же на своем любимом 6х6. «Сороканожка» едет все равно лучше по неровностям, но 450 PRO оказался недурен — никаких опасных кренов или неадеквата со стороны подвески на сложных участках. Все предсказуемо и комфортно, хотя подвиснуть или свалиться было где.
Не российский оффроуд, но для нас нашлась и пара бродиков, и пара грязных колеек.
Can-Am Renegade 2017
Семейство Renegade в 2017 году получит новую версию X mr 570. Это для тех, кому литра слишком много или хочется попроще. Если в отношении Ренегада вообще приемлим термин «попроще». Как раз за покататься на нем была и самая большая очередь. Больше только у новенького Maverick X3, но и до него дойдем.
Can-Am Renegade X mr 570.
Простите, но мой разум Ренегад пока не съел. То ли мало на нем катался, а это всего один раз и по равнине, то ли больше по душе тяжелые «тракторы». Поэтому в очередь на вставал, отдав оба «Гада» более опытным товарищам. Это как с горными снегоходами, где за нубизмом мне больше по душе Summit B «Burton Edition», а не более злые модели.
Side-by-Side Can-Am Maverick X3
За презентацией SSV Maverick X3 в США следили все увлеченные квадро-темой. Еще бы, не так давно грянул гром в виде Yamaha YXZ1000R, ответ которой ждали и от Polaris, и от Can-Am. И вот это случилось. Неприлично безбашенный и неприлично дорогой сайд, которому в Румынии было тесно. Ни тебе волгоградских степей, ни тебе барханов «Большой Брат» и «Африка». Вот где Маверику можно было раскататься. В итоге проовощили в горку, с горки, а потом поехали на прямой отрезок проверять разгон.
Предоставленных для теста горок оказалось слишком мало для Can-Am Maverick X3.
Веселых стартов на «402 метра» хватило, чтобы понять: Maverick X3 — бомба. Выехать бы на нем на светофор. Потом будет интересно заглянуть на форум «спортивных» Приор и посмотреть, отважится ли кто-то рассказать, как его уделал непонятный «трактор». Ходы подвески какие-то сумасшедшие. Сайд ведет себя более чем на отлично. Подъезжаешь к кочке, по опыту предыдущего Маверика подрываешься сбросить скорость, а потом решаешь — будь, что будет. В итоге, кочку перешагивает почти не замечая и не сбивая с траектории движения. Можно вваливать на все деньги, только с головой, ибо очень мощно. Отдельное слово про посадку в креслах, которые по словам инструкторов разрабатывались там же, где и сиденья Феррари. С завода есть подготовка под четырех или пятиточечные ремни, но нам на тест подогнали с обычными трехточечниками. Посадка более спортивная, в отличие от предыдущих Мавериков, где было не так как в Дефендере, но все же весьма «табуреточно».
Тестовый Maverick X3 в белом цвете отличился более жесткой настройкой подвески в сравнении с двумя другими тестовыми аппаратами.
Без ложки дегтя тоже никак — некоторые детали интерьера слишком нехорошо располагаются для моих длинных ног. При ощутимом пинке и неудачном расположении ноги, пластиковый уголок уверенно влетит мне в колено. Пощупали — пластик мягкий, возможно, сложится раньше, чем травмирует колено, но проверять не хотелось бы. Не очень комфортно или непривычно в Maverick X3 на месте штурмана — правая рука как-то висит локтем в воздухе. Расположение хвата для руки удобное, но положение локтя не очень. Плюс, при перестройке сайда под спорт придется выбросить штатный бардачок и вместо него придумывать классическую ручку для штурмана, на которую можно будет установить и приборы и кнопки обнуления одометра. Еще мне показалось, что у нового Маверика слишком скользкая педаль тормоза. Как-то неуютно по ней скользил ботинок даже со злой подошвой. Хотелось бы более выраженную перфорацию, но это я уже придираться начал.
Тестовый Maverick X3 в белом цвете.
Несомненные плюсы — это легкость доступа к важным узлам для обслуживания. Коробка предохранителей находится за панелью приборов и добраться до нее можно в течение пары секунд. Там же два бачка раздельных (заднего и переднего) тормозных контуров. Точно также можно добраться и до моторного отсека открыв крышку между сиденьями. За сиденьями сверху располагаются фильтр предварительной очистки и радиатор интеркулера. Однако, несмотря на то, что «шноркели» находятся довольно высоко, учитывая расположение воздуховодов, тонуть ниже верхней кромки колеса не стоит. Все же это не трофийный вариант и для такой эксплуатации стоит приложить ручки механиков.
Взобраться на вершину гор в Румынии на квадроциклах Can-Am — бесценно.
Большинство деталей Маверика установлены на быстросъемных креплениях, демонтировать нужную для обслуживания или ремонта очень просто. Например, чтобы добраться до радиатора достаточно снять одну накладку и можно спокойно и легко промыть соты от грязи. Однако, для участия в спорте передний радиатор стоит прикрыть защитой, так как при контакте пластиковой морды с препятствием есть возможность повредить и радиатор. Оправдал ли Can-Am Maverick X3 ожидания? Конечно! Он крут. Не побоюсь этого термина, он реально крут. В следующем сезоне Can-Am Trophy Russia гарантировано на старт выйдут несколько новых Мавериков. Приходиться бороться с мыслями, что теперь я еще больше хочу выйти на нем в зачете, чем до того, как познакомился лично и возникла такая идея. Осталось дождаться изменения регламента и допуска турбоверсии в класс SSV Standart.
Маверик Х3 отличается комфортным и быстрым доступом для обслуживания важных узлов и агрегатов.
DESS-ключ
Маверик Х3 и некоторые новые модели квадроциклов получили новый «умный» DESS-ключ. Это аналог снегоходного ключа или ключа гидроцикла, предполагающего крепление к руке или одежде, а в случае незапланированного покидания райдером техники выключающего зажигание. В спортивном SSV необходимость такого ключа сомнительна, но в случае переворота выключать двигатель будет чуть-чуть проще. Расстроило не очень удачное расположение ключа. Его хоть и закрыли резиновой накладкой от случайного контакта с коленом, но этого недостаточно. Один из наших экипажей умудрился сорвать ключ прямо на подъеме в гору. Получается, что это вполне реально, хоть и сложно. Что касается DESS-ключа на квадроциклах, то здесь есть зерно здравого смысла. Вспоминая переворот Дмитрия Кузьмина на Can-Am Trophy, — ему не пришлось бы лежать под работающим квадроциклом без возможности выключить двигатель. Впрочем, такой ключ может быть опцией.
На экскурсии в один из «замков Дракулы» Бран нам рассказали, что все про Дракулу придумали писатели и туристы, но Николас Кейдж с семьей в этом замке не смог продержаться ночь.
Покидая Румынию
Интересно было наблюдать, как организаторы выспрашивали подробности замечаний к узлам и элементам. Не удивлюсь, если, например, DESS-ключ в скором времени будет перенесен на новое место или появятся другие изменения, к которым были претензии по тесту. Журналисты получили удовольствие, а производитель комментарии реальных пользователей. Получилось так, что вместе с техникой мы смогли протестировать и новый гибридный шлем BRP, которые выложили для всех желающих. Шлем мне показался неудобным — неудачная вентиляция и неудачная форма затыльной части, которая неприятно давит при надевании или снимании шлема. Представители BRP и эти замечания внесли в свои «архивы». Тоже польза.
Гид в виде Влада Цепеша с бархатными усами рассказывал что-то про выдумки писателей.
Автобус уже крался по серпантинам в сторону Бухареста, когда, вспоминая стоящий около дверей отеля Can-Am Spyder, представлял, что на нем этот серпантин показался бы райской дорогой. Кажется, на этот раз румынские приключения в формате квадро устроили всех и даже самых «отмороженных» из присутствовавших. Все получили свою пилюлю удовольствия — когда еще получится покататься по крутым горкам или выкатиться на узкую тропу вдоль обрыва на высоте пятиэтажного дома! Трассу, конечно, прокатали до нас, но приятных ощущений от езды и пейзажей хватило на пять с плюсом. Тест позади. Остается дождаться, когда Maverick X3 привезут в Россию, где точно найдется место для испытаний.