Кому-то может показаться, что такая сложная техника, как квадроцикл, может производиться исключительно на огромных заводах силами квалифицированных рабочих и современных сборочных машин. Однако находятся умельцы, которые способны собрать уникальный ATV своими руками.
Каковы причины для того, чтобы начать заниматься столь необычным видом изобретательского творчества? Некоторым любителям квадроциклов не хватает денег на дорогую брендовую технику, другие не находят модели по душе, третьим просто нужно пустить в дело завалявшиеся в гараже запчасти, которые жалко выбросить. Какова бы ни была причина, цель одна – собрать своими руками квадроцикл. «Фантастика!» - скажут скептики. «Реальность», - ответят гордые и счастливые владельцы самодельных мотовездеходов.
Для создания нового в данном случае потребуется старое – вполне сгодятся детали от других транспортных средств. В ход идут запчасти от «запорожца», «оки», «нивы», «жигулей», «газели» и, конечно же, от ATV. Но кучей деталей и ящиком с инструментами не обойтись – прежде всего, создателю самодельного квадрика потребуются многочисленные знания и умения (которые, впрочем, можно активно пополнять и уже в ходе работы), а также солидная доля внимательности, усидчивости и кропотливости, ведь труд предстоит немалый, можно сказать – ювелирный.
Для начала творцу следует поразмыслить над тем, для чего ему нужен квадроцикл – для работы на приусадебном участке, для спокойных прогулок по живописным полям и лугам или же для вылазок по труднодоступным маршрутам. Во многом этот выбор будет зависеть еще и от того, какие именно запчасти имеются в наличии. Задумку можно воплотить на бумаге, выполнив чертеж. Некоторые умельцы умудряются обойтись и без чертежей, подгоняя запчасти «на глазок», однако велик риск ошибиться, особенно у неопытного конструктора, собирающего свой первый квадрик.
Сердцем будущего самодельного квадроцикла является его двигатель. Эту составляющую можно позаимствовать и у автомобиля или, скажем, мотоцикла, но этот выбор не будет наилучшим. Все дело в том, что истинное предназначение квадроцикла – преодоление маршрутов по бездорожью, неприспособленному для таких целей двигателю может не хватить мощности или устойчивости к повышенным нагрузкам. Другое дело – двигатель от квадроцикла или вездехода. С таким мотором можно отправляться даже в экстремальное путешествие.
Следующий пункт – управление. Стоит подойти к устройству руля со всей ответственностью. Разумеется, самодельный квадрик вряд ли сможет похвастаться такими наворотами, как гидроусилитель руля, однако будущий владелец наверняка захочет обеспечить для себя хотя бы минимальное удобство управления. Тормозная система – еще один немаловажный пункт. Создателю самодельного квадроцикла предоставляется уникальная возможность убедиться в надежности тормозной системы, что называется, с самого начала, от рождения машины и, соответственно, адаптировать ее под собственные потребности.
Подвеску выбирают исходя из имеющихся запчастей. Наиболее распространенный вариант – зависимая подвеска. Основным недостатком такой подвески является необходимость постоянного кропотливого ухода за ней. Существуют и другие варианты, но они куда более затратные и трудоемкие: кардан или независимая подвеска. Для изготовления передней подвески обычно используют либо полностью самодельную конструкцию, либо подвеску от «донора» - «Оки» или переднеприводного ВАЗа (для построения полноприводной модели квадроцикла).
Конструкцию рамы проще всего выстраивать на основании уже имеющейся рамы от мотоцикла. Будьте внимательны – изначальная форма мотоциклетной рамы может быть не оптимальна для будущего квадроцикла, потребуются изменения в соответствии с выбранной конструкцией. На данном этапе понадобятся круглые стальные трубы и сварка. Стоит сказать, что без опыта сварщика не стоит заниматься построением рамы самостоятельно – лучше обратиться к специалисту. То же касается и корпуса – кузовные работы весьма трудоемкие, как и установка крыльев. Следует так же тщательно подбирать краску. Предварительно стоит изучить способы покраски металла, потому что квадроцикл всегда подвержен рискам преждевременного износа или повреждения: вода, высокая температура, условия бездорожья, повышенная физическая нагрузка на механизмы и каркас. Лучше изначально предусмотреть возможные проблемы, это позволит сделать самодельный квадрик менее требовательным к постоянному уходу и более долговечным.
Колеса стоит подбирать в соответствии с поставленными для квадрика целями – будет ли Ваш самодельный четырехколесный друг смирной и выносливой «рабочей лошадкой» или же смелым покорителем нехоженых троп? В первом случае квадроцикл будет сравнительно неприхотлив и охотно «наденет» практически любую предложенную резину. А вот во втором случае лучше не ставить что попало - от колес во многом зависит комфорт и безопасность.
Тому, кто решится взяться за построение собственного квадроцикла, стоит с самого начала осознать, что это дело занимает много времени. Качественные самоделки создаются годами, а после еще долгое время модернизируются и совершенствуются в соответствии с новыми тенденциями и идеями создателя. Если у Вас есть достаточное количество свободного времени и море энтузиазма, сборка самодельного квадрика может стать отличным хобби. Окружающие непременно оценят Ваше детище, когда оно будет закончено, а Вам будет вдвойне приятно, ведь этот квадроцикл не просто куплен у крупного производителя, он создан собственными руками, с душой и вниманием. А пока работа еще не начата, все мы можем вдохновляться чужими работами: