С Рыбинским районом Ярославской области меня связывают очень давние отношения. Почему они возникли? Все как всегда в моей профессии охотоведа, в каждом незнакомом российском городе я пойду и найду любую охотничью организацию, и уже через пять минут с кем-то и когда-то сталкивался в жизни и по работе, имею общих друзей и знакомых, или с кем-то когда-то вместе учились...
Как я всегда пишу и говорю, охотничий мир России до такой степени маленький и тесный, что в нем все мы друг друга знаем. Так было и в этот раз. Мне позвонил охотовед Рыбинского района Валерий Бомбин и пригласил на охоту. Воспоминания тут же закрутились в моей голове. Это и первый добытый сыном глухарь на весеннем току. Гусиные охоты. Осенние открытия охот утиных. Проживание на базе "Заболоцкого охотхозяйства" и добыча лосей загоном. Все наши с Валеркой студенческие встречи. Вместе поступали в КСХИ. Он учился заочно, а я - очно, но в его приезды на сессии в г. Киров встречались обязательно. Почему и теперь не съездить, раз приглашают? Тем более лет 10-15 там не был. В своем до основания загруженном жизненном графике выкраиваю время и готовлюсь к предстоящей охоте и к тестированию снегоходов продукции завода "Русской механики". Хотят услышать мое мнение - пожалуйста. Что в этом плохого? Ведь более 40 лет в Рыбинске работает единственный в стране, завод по производству снегоходной техники. Уникальная продукция "Русской механики" представляет Рыбинск не только в России, но и странах Азии и Европы, легендарные рыбинские "Бураны" стали вторым именем всем снегоходам независимо от марки. Теперь отечественный производитель планирует стать еще и лидером по выпуску российских квадроциклов.
Коллекция марок
"Буран" - это, можно сказать, "наше все" на отечественном снегоходном рынке. Его проходимость и неприхотливость уже вошли в историю. Машина выпускается на рыбинском предприятии "Русская механика" более 40 лет. Она и сейчас в строю и по праву считается долгожителем в своем классе: столько времени не просуществовала больше ни одна модель в мире. Однако эти рабочие лошадки сейчас, скорее, "золотой запас" предприятия. Исключительный опыт производства дал возможность существенно расширить модельный ряд, и сегодня в линейке 14 снегоходов, а с конвейера сошло уже более 410 тысяч единиц техники.
Потребителям хорошо известны марки ТАЙГА, включая многоцелевой "Варяг 550", спортивную "Атаку 551 II", функциональный "TAYGA Patrul 550 SWT", пользующийся огромным спросом у оперативных служб. Эти снегоходы в спецкомплектации участвуют в патрулировании территорий, поисково-спасательных операциях, охране правопорядка не только в России, но и за рубежом. В августе партия из 15 машин отправилась в Черногорию, где обильные осадки оставляют отдаленные районы без связи с внешним миром и снегоходы являются единственным эффективным транспортом. Теперь рыбинская техника укрепит материально-техническую базу местной полиций. Женщины, развеивая миф о снегоходе как об исключительно мужской технике,
предпочитают легкие и эффектные модели марки TIKSY 250. Любители скорости и мощности выбирают модель повышенной проходимости "ТАЙГА Барс 850". Многоцелевой снегоход нового поколения из семейства "Тайга" - "Варяг-550" можно успешно использовать как для охоты, так и для другого активного отдыха. Данный снегоход по своим тактико-техническим характеристикам ничем не уступает зарубежным аналогам.
К сезону-2013 "Русская механика" подготовила три новые машины и существенно доработала прежние. Модельный ряд дополнили обновленный "Буран 4 Т" с экономичным четырехтактным двигателем, облегченная модель мини-снегохода-трансформера "Рыбинка", которую можно перевозить в багажнике автомобиля и собирать самостоятельно без использования специальных инструментов. Кроме того, отечественный производитель подготовил новогодний подарок для детей - снегоход "Тайга РМ Рысь". Это настоящее транспортное средство, уменьшенная модель взрослого снегохода с самым мощным среди немногочисленных конкурентных моделей двигателем.
Конкуренты активно стремятся войти в сегмент бюджетной снегоходной техники, поэтому сохранять лидирующие позиции отечественному производителю с каждым годом становится все труднее. Однако и "Русская механика" строит далеко идущие "захватнические" планы и намерена существенно потеснить игроков квадрорынка.
Hello, МОТО!
Сейчас у "Русской механики" шесть мотовездеходов - от подростковых "Рысей" до мощного "RM-GAMAX АХ 600" с двигателем объемом 565 см3. В ближайших планах увеличение модельного ряда более чем в два раза. На предприятии обещают, что в течение двух лет "Русская механика" выпустит восемь новых квадроциклов, что позволит ей стать предприятием всесезонного цикла и еще больше упрочить свое положение на российском рынке мототехники. В структуре "Русской механики" организовано отдельное подразделение по развитию мотобизнеса. Ожидается, что почти каждый месяц будет появляться новая модель, сначала в опытном, а затем в серийном исполнении. На рынке появятся мощные, но бюджетные машины, рабочие "утилитарники" высокой проходимости и даже спортивные квадры.
Точки роста
Дилерская сеть ОАО "Русская механика" охватывает все крупные регионы России, а также территории стран СНГ (Белоруссии, Казахстана) и зарубежных стран (Чехии, Италии, Словении).
Техническое перевооружение производственных мощностей предприятия началось с 2005 года, когда произошло выделение ОАО "Русская механика" в самостоятельное юридическое лицо. На начальном этапе было установлено импортное оборудование, которое оставило в прошлом советское наследие. Кризис 2008 года показал необходимость активного продолжения модернизации производственной сферы. Были сокращены площади, на смену габаритным станкам пришли компактные, но более функциональные станки. В 2009-2010 годах появились конвейерная и покрасочная линии. Сам процесс сборки за счет разделения на поэтапные операции и одновременное обслуживание мероприятия нескольких моделей стал более упорядоченным и быстрым.
На дальнейшее развитие и техническое перевооружение компании бизнес-планом предусмотрено 250 миллионов рублей. Это будет не просто увеличение количества выпускаемых мотовездеходов, а внедрение новых производственных этапов. Одним из них является собственное крупногабаритное пластмассовое литье. В следующем году предполагается закупка трех-четырех термопластавтоматов, создание необходимой оснастки. Это обеспечит новое качество исполнения, принципиально другой внешний вид изделий, ни в чем не уступающий брендовым моделям.
Перспективная программа развития предусматривает также установку еще одного сборочного конвейера с испытательной станцией. Большая работа идет по роботизации производства. Первым шагом в этом направлении стал запуск высокотехнологичного японского оборудования стоимостью 140 тысяч евро. В будущем планируется внедрить целый автоматизированный комплекс, который позволит увеличить пропускную способность в пять-шесть раз.
Однако модернизация производства - это не только замена станков, внедрение современного оборудования и поиск инновационных решений. Это еще и усовершенствование тех. процессов и пересмотр методологической базы. Технологам предприятия приходится осваивать по 300-400 номенклатурных единиц в год. Чтобы сэкономить время на описаниях специалисты уже перешли на визуализированные технологии. Рабочим теперь не нужно искать в многочисленных описаниях эскиз нужного узла, приемы установки наглядно представлены на фотографиях. Рядом - подробно перечислены детали, входящие в узел: болт такой-то, гайка такая-то, куда их поставить и как закрепить.
Значительно облегчает работу технологов и конструкторов новое программное обеспечение для компьютерного моделирования.
Журнал "Охота", №3 (175), март 2013 года. Текст: Валерий Кузенков; фото: В. Кузенков, А. Фокин